Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B (Sd.Kfz. 182)



26 мая 1941 состоялось заседание с участием Гитлера. Участники встречи обсуждали создание нового очередного тяжёлого танка Tiger II. Это событие было особенно примечательно тем, что на тот момент ещё не существовал даже Tiger I. В Германии тогда вообще не было тяжёлых танков. Вместо этого, свои средние танки немцы называли тяжёлыми руководствуясь логикой, что раз это были самые тяжёлые танки в наличии, то это это и есть тяжёлые танки. Например в сравнении с уже существовавшими тогда советскими по настоящему тяжёлыми танками КВ немецкие "тяжёлы" Pz.Kpfv. IV выглядели мягко говоря "самозванцами".
В ходе заседания решили, что каждая танковая дивизия должна получить по 20 тяжёлых танков. При этом, новая машина должна иметь скорость около 40 км/ч и вооружаться 8.8 cm пушкой, способной пробивать 100 мм брони с 1500 м.
21 июня 1941 Dr.ing.h.c.F Porsche K.G. получил задание от Wa Pruf 6 изучить возможность установки новой 8.8 cm Flak 41 L/74 в башню прототипа Порше VK 45.01 (P) вместо Kw.K. 36 L/56. Хотя эти пушки имели одинаковый калибр, они сильно отличались по габаритам. Например боеприпас Kw.K. 36 имел длину 931мм, а Flak 41 - 1200мм. Но главным отличием было то, что прототипы Tiger I уже имели погон башни 1900мм, а для Flak 41 требовалось 2000мм. 10 сентября 1941 Порше ответил, что не возможно установить Flak 41 на прототип VK 45.01 (P). Эта новость очень сильно огорчила Гитлера и при этом разразился серьёзный скандал. Фирму Krupp обвинили в том, что она создавая башни для прототипов Tiger I поспособствовала тому, чтобы пушка её конкурента - Flak 41, не вписалась в габариты. Дело в том, что Krupp сам создавал пушки и естественно не хотел продвигать Flak 41 разработанную фирмой Rheinmetall-Borsig. Выяснение обстоятельств шло на высоком уровне и дошло до того, что 23 сентября 1941 д-р Тодт (Todt) Рейхсминистр вооружений и боеприпасов (Reichsminister fur Bewaffung und Munition) направил письмо с обвинениями на адрес генерала Риттера фон Либа, возглавлявшего Waffenamt. Как бы там ни было, а скандал удалось потушить и 5 февраля 1943 Wa Pruf 4 поручил Круппу создать танковую пушку 8.8 cm Kw.K 42 (L/71). Это орудие было на 3 калибра короче Flak 41, но всё же на 18 калибров длиннее Kw.K. 36. Таким образом мечта Гитлера постепенно материализовывалась.
29 января 1943 орудие переименовали в Kw.K. 43.С Flak 41 новая пушка имела общего только - бронепробиваемость, вес и начальную скорость снаряда .
Создание Tiger II поручили Porsche и Henschel.
Дизайн Porsche VK 45.02 (P) основывался на изменённом корпусе прототипа Tiger I. Этот проект назывался самими разработчиками Typ 180. Лобовая броня имела 80мм толщины под углом 45 градусов, а борта и корма - 80мм под 35 градусов. Танк оснащался электро-механической силовой установкой расположенной в корме. Сдвоенные моторы Typ 101/3 имели воздушное охлаждение и при 10 цилиндрах давали мощность 300 л.с. при 200 об.мин. Каждый мотор приводил в действие свой электрогенератор, который в свою очередь питал электродвигатель, вращавший заднее ведущее колесо. Прототип весом 65 тонн мог развивать максимальную скорость 35 км/ч при запасе хода 157 км. Торсионная подвеска состояла из трёх пар опорных катков с внутренней амортизацией. При ширине гусеницы 640мм и длине 4115мм удельное давление достигало 1,22 кг/кв.см. Башня находилась посередине корпуса.
К октябрю 1942 Porsche разработал новую концепцию ходовой для VK 45.02 (P): Typ 180B, 181A, 181B, 181C. На прототипах Typ 181 электро-механический привод заменили гидравлическим, башня находилась сзади, а двигатели - посередине корпуса. 17 февраля 1943 Porsche изготовил три прототипа с электро-механической схемой. Тем не менее конструкторская мысль гениального профессора била ключом и он заявил, что серийные машины будут оснащаться гидравлическим приводом, дизельным двигателем на 900 л.с. и увеличенной бронёй. Однако к тому времени звезда д-ра Порше закатилась. В декабре 1943 оставил должность президента Panzer Kommission имея множество врагов и конкурентов. Прототипы гениального конструктора так и остались прототипами.
28 мая 1941 Henschel получил от Waffenamt задание разработать новое шасси для башни с длинной 88мм пушкой. Однако в то время основные усилия конструкторов фирмы были направлены на создание Tiger I, поэтому полномасштабные работы над новым тяжёлым танком начались позднее.
Создание новой машиной сильно тормозили постоянно меняющиеся требования, которые предъявляли к разработчикам. 3 января 1943 Гитлер заявил, что новый Tiger должен иметь увеличенную защиту - 150мм лобовой брони и 80мм по бортам. А 17 февраля 1943 состоялось судьбоносное заседание глав ведомств отвечавших за дизайн и производство. В ходе обсуждений пришли к общему выводу о необходимости унификации компонентов Tiger H3 и Panther II. Это в принципе верное решение, спровоцировало весьма негативные последствия. Неизбежная задержка в дизайне этих машин привела к тому, что Tiger II запоздал со своим появлением на три месяца, а Panther II вообще не успела появиться до конца войны. Примечательно, что когда принималось это роковое решение, на заседании отсутствовал представитель Henschel.
Унифицировать надлежало: трансмиссию, двигатель Maybach HL 230, опорные катки со стальным бандажом, а гусеницы шириной 660мм должны были стать единственными для Panther II и транспортировочными для Tiger II.
Для ускорения производства на шасси Tiger II Henschel поставили уже готовые башни P2 Turm, которые изначально Krupp создал для Tiger Porsche. Эти башни имели ряд недостатков: выступ по правому борту для командирской башенки и лобовая броня тоньше требуемых 180мм. Исходя из острейшей необходимости в новых танка, решили первые 50 башен оставить без изменений, а начиная с 51-ой башни выпускать модифицированный вариант. Первые 50 башен имели округлую 100мм маску и 80мм борта с наклоном 30 градусов от вертикали. Заряжающий имел бинокулярный телескопический прицел Turmzielfernror 9b/1, командир осуществлял обзор на 360 градусов через перископы в командирской башенке, а у заряжающего был фиксированный перископ. На башне отсутствовали пистолетные бойницы, поскольку имелся Nahverteididungswaffe - устройство стрелявшее на 360 градусов осколочными гранатами и дымовыми или сигнальными боеприпасами. Пушка была спарена с пулемётом MG 34, находившимся справа. Для противовоздушной обороны на командирской башенке установили турель с ещё одним MG 34. В башне хранились 16 выстрелов к пушке. Выброс стрелянных гильз осуществлялся через специальный лючок в крыше башни.
Позднее, был развёрнут выпуск серийных башен к Tiger H3. У них был скошенный лобовой лист, от которого снаряды не рикошетили в крышу корпуса временами нанося урон экипажу. Лобовая броня - 180мм, борта - 80мм, крыша - 40мм. В серийной башне размещалось 22 орудийных выстрела в кормовой боеукладке. Расположенный посередине роллер облегчал заряжание из башенной боеукладки.
Tiger Ausf.B вооружался пушкой 8.8 cm Kw.K. 43 (L/71) с боекомплектом 80 выстрелов у танка с башней Porsche и 86 выстрелов с башней Henschel. Танкистам рекомендовали одинаковое соотношение бронебойных Pzgr.39/43 и фугасных Sprgr.43. Иногда в боекомплект могли входить куммулятивные выстрелы Gr.39/43 HL и довольно редкие подкалиберные Pzgr.40/43 с вольфрамовым сердечником. Допускалось заменять в боеукладке фугасные выстрелы куммулятивными. Первоначально Королевские Тигры имели бинокулярный прицел, который позднее заменили на монокулярный Turmzielfernror 9d с переменной кратностью 3х и 6х. Прицел был отъюстирован для Pzgr.39/43 до 3000м с делениями по 100м и для Sprgr.43 на дальность 5000м. Под сиденьем наводчика находился компрессор, нагнетавший воздух для продувки ствола при выстреле.
Для поворота башни имелся двухскоростной гидравлический двигатель и помпа. Полный оборот на 360 градусов осуществлялся за 19 секунд при 2000 об/мин и за 10 секунд при 3000 об/мин. Более точную наводку наводчик выполнял вручную. При необходимости наводчик мог поворачивать башню вручную. Однако, когда танк стоял с наклоном более трёх градусов, то ручной траверс становился проблематичным.
Бронебпробиваемость 8.8 cm Kw.K. 43 (L/71) по бронеплите с наклоном 30° от вертикали
Pzgr.39/43 Pzgr.40/43 Gr.39/43 HL
вес снряда 10,2 кг 7,3 кг 7,65 кг
начальная скорость 1000 м/с 1030 м/с 600 м/с
дальность толщина пробиваемой брони
100 м 202 мм 238 мм 90 мм
500 м 185 мм 217 мм 90 мм
1000 м 165 мм 193 мм 90 мм
1500 м 148 мм 171 мм 90 мм
2000 м 132 мм 153 мм 90 мм
Ниже приводится немецкая таблица меткости в процентах. Первое число - это меткость при контрольной стрельбе в небоевых условиях, второе число - меткость в бою. Стрельба велась по щиту 2м выотой и 2,5м шириной, а расстояние до цели было точно известно. Удвоив рассеивание при контрольной стрельбе, немцы вывели относительное значение "меткости в бою".

Естественно, что все эти значения весьма относительны и не отражают реальной меткости в бою. В горячке боя не всегда удавалось точно определить расстояние до цели, а сильный психологический стресс и множество других факторов не позволяли реально достичь табличной меткости.
Меткость 8.8 cm Kw.K. 43 (L/71) по цели 2 x 2,5 метра в процентном отношении
Снаряд Pzgr.39/43 Pzgr.40/43
Дистанция Учения Бой Учения Бой
100 м 100 % 100 % 100 % 100 %
500 м 100 % 100 % 100 % 100 %
1000 м 100 % 85 % 100 % 89 %
1500 м 95 % 61 % 97 % 66 %
2000 м 85 % 43 % 89 % 47 %
2500 м 74 % 30 % 78 % 34 %
3000 м 61 % 23 % 66 % 25 %
3500 м 51 % 17 % - -
4000 м 42 % 13 % - -
Ниже приводятся таблицы дальностей пробивания взятые из доклада Wa.Pruf 1 за 5 октября 1944. Дистанции пробивания были рассчитаня для танков находившихся под курсовым углом - 30 градусов к снаряду.
дальности пробивания
Tiger II vs. Т34/85 и ИС-2
Tiger II
8.8 cm Kw.K.43
стреляет и
пробивает
Т-34/85 Т-34/85
85мм С53
стреляет и
пробивает
Tiger II Tiger II
8.8 cm Kw.K.43
стреляет и
пробивает
ИС-2 ИС-2
12мм А19
стреляет и
пробивает
Tiger II

ЛОБ дальность в метрах
башня 3500+ 0 2300 0
маска 2800 0 1800 0
надстройка 2600 0 2100 0
корпус 2600 0 2600 0
БОРТ дальность в метрах
башня 3500+ 800 3400 1800
надстройка 3500+ 500 3400 1400
корпус 3500+ 1600 3500+ 2900
КОРМА дальность в метрах
башня 3500+ 100 1800 900
корпус 3500+ 100 2500 900

дальности пробивания
Tiger II vs. Sherman A2 и Sherman A4
Tiger II
8.8 cm Kw.K.43
стреляет и
пробивает
Sherman A2 Sherman A2
75мм М3
стреляет и
пробивает
Tiger II Tiger II
8.8 cm Kw.K.43
стреляет и
пробивает
Sherman A4 Sherman A4
76мм М1А1
стреляет и
пробивает
Tiger II

ЛОБ дальность в метрах
башня 3500+ 0 3500+ 0
маска 2600 0 2600 0
надстройка 2000 0 2000 0
корпус 3500+ 0 3500+ 0
БОРТ дальность в метрах
башня 3500+ 0 3500+ 1100
надстройка 3500+ 0 3500+ 900
корпус 3500+ 100 3500+ 1800
КОРМА дальность в метрах
башня 3500+ 0 3000 400
корпус 3500+ 0 3500+ 400

дальности пробивания
Tiger II vs. Cromwell и Churchill
Tiger II
8.8 cm Kw.K.43
стреляет и
пробивает
Cromwell Cromwell
75мм М3
стреляет и
пробивает
Tiger II Tiger II
8.8 cm Kw.K.43
стреляет и
пробивает
Churchill Churchill
75мм М3
стреляет и
пробивает
Tiger II

ЛОБ дальнсть в метрах
башня 3500+ 0 3500+ 0
маска 3500+ 0 3500+ 0
надстройка 3500+ 0 3500+ 0
корпус 3500+ 0 3400+ 0
БОРТ дальность в метрах
башня 3500+ 0 3500+ 0
надстройка 3500+ 0 3500+ 0
корпус 3500+ 100 3500+ 100
КОРМА дальность в метрах
башня 3500+ 0 3500+ 0
корпус 3500+ 0 3500+ 0
Танк Tiger H3 был принят на вооружение под наименованием Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B (Sd.Kfz. 182). Командирские машины назывались Panzerbefehlswagen Tiger Ausf.B (Sd.Kfz. 267 und 268). Однако чаще всего этот танк называли Tiger B. Со временем появилось и неофициальное имя - Koenigstiger (Королевский Тигр).
Выпуск Tiger II осуществлялся на заводе Henschel в Касселе (Kassel) с сентября 1944 по март 1945. Всего изготовили 3 прототипа (V1, V2, V3) и 489 серийных танков (номера серий - 420500, 420530, 420590, 420680). Стоит отметить, что авиация Союзников не оставляла без внимания выпуск Королевских Тигров. В результате бомбардировок производственных мощностей, немецкиё войска недополучили 657 Tiger II.
производство Tiger II
дата изготовлено принято линейные командирские переделано
октябрь 1943 0 0 0 0 0
ноябрь 1943 1 1 0 0 0
декабрь 1943 3 0 0 0 0
январь 1944 3 5 0 0 0
февраль 1944 5 5 5 0 0
март 1944 6 6 1 0 0
апрель 1944 12 6 6 0 0
май 1944 20 15 19 0 0
июнь 1944 25 32 24 0 0
июль 1944 45 45 46 3 0
август 1944 80 94 74 3 0
сентябрь 1944 100 63 82 4 0
октябрь 1944 120 26 13 0 0
ноябрь 1944 40 26 28 3 0
декабрь 1944 60 56 47 4 0
январь 1945 60 40 40 0 2
февраль 1945 35 42 32 3 1
март 1945 45 30 25 0 6
Королевский Тигр при своём большом весе был очень манёвренной машиной, а управление им не требовало чрезмерных физических усилий. По манёврености и лёгкости управления Tiger II опережал подавляющее большинство танков противника, включая средние танки. Для сравнения радиус разворота у Королевского Тигра всего 2,08 м.
При рекомендуемом максимальном количестве 2500 об/мин у двигателя коробка передачь Maybach OG 40 12 16 B обеспечивала следующие скорости:
1-я передача : 2 км/ч
2-я передача : 3 км/ч
3-я передача : 4 км/ч
4-я передача : 7 км/ч
5-я передача : 10 км/ч
6-я передача : 16 км/ч
7-я передача : 23 км/ч
8-я передача : 23 км/ч
1-я пердача (задний ход) : 3 км/ч
2-я передача (задний ход) : 4 км/ч
3-я передача (задний ход) : 7 км/ч
4-я передача (задний ход) : 9 км/ч
Топливо вмещали 7 баков общим объёмом 860 л:
1 бак сбоку сзади моторного отделения - 85 л
2 бака слева и справа вверху моторного отделения - 290 л
2 бака слева внизу - 80 л
2 бака справа внизу - 65 л
2 бака в боевом отделении под ящиками с орудийными выстрелами - 340 л
Впрочем чрезмерно большой вес отрицательно сказывался на трансмиссии, перегревался слишком слабый для такого веса двигатель. Значительное количество Tiger II было потеряно именно по причине технических поломок, вызванных огромным весом танка. Технические потери этих танков могли бы быть меньше, если бы водители предварительно получали более основательную подготовку. Появление Королевских Тигров пришлось на конечный этап войны, когда курс подготовки в танковых школах был непозволительно сокращён и проходил в авральном порядке. Часто после ускоренной подготовки новички-водители ни разу не сидели в тяжёлом танке и не имели абсолютно никакого опыта управления Королевскими Тиграми. Это при том, что Tiger II требовал специальных навыков вождения. Тем не менее этих новичков сажали за руль Tiger II и отправляли прямо на передовую. Не могло выправить ситуацию и то, что Королевские Тигры поступали в тяжёлые танковые батальоны взамен Tiger I, где экипажи имели опыт обращения с тяжёлыми машинами. Естественно, что технические потери Королевских Тигров были неоправданно высокими.
В июле 1944 фирма Wegmann начала конверсию танков в командирские машины - PanzerbefehlswagenTiger Ausf.B (Sd.Kfz. 267 und 268). Всего переоборудовали 20 машин. Чтобы установить на Pz.Bef.Wg. Tiger Ausf. B дополнительное радиооборудование, пришлось сократить боеукладку до 63 выстрелов. Sd.Kfz. 267 оснащался радиостанциями: средневолновой приёмо-передающей FuG 8, на 30 Ватт с частотой 0,83 - 3 МГц и приёмопередающей на ультракоротких волнах Fug 5, 10 Ватт, с частотой 27,2 - 33,4 МГц. Отличительные черты - антенна посредине крыши моторного отделения со своеобразной кисточкой наверху.
Sd.Kfz. 267 имел приёмо-передающую радиостанцию FuG 7, 20 Ватт, частотный диапазон 42,1 - 47,8 МГц и FuG 5. Отличительная черта - 1,4м штыревая антенна для FuG 7 на крыше моторного отделения.
У обоих танков на крыше башни крепилась 2-х метровая антенна FuG 5.

боевое применение Tiger II

Tiger II поступали на вооружение только Schwere Panzer Abteilung (тяжёлых танковых батальонов) Армии и SS:
Panzer Kompanie (Funklenk) 316
s.H.Pz.Abt. 503
1.Kompanie/s.SS.Pz.Abt. 101
s.H.Pz.Abt. 506
s.SS.Pz.Abt. 501
s.H.Pz.Abt. 507
3.Kp./s.H.Pz.Abt. 510
3.Kp./s.H.Pz.Abt. 511
s.H.Pz.Abt. 501
s.H.Pz.Abt. 505
s.H.Pz.Abt. 503
s.H.Pz.Abt. 509
s.SS.Pz.Abt. 501
s.SS.Pz.Abt. 503
s.SS.Pz.Abt. 502
Исключение составили первые 5 Королевских Тигров направленные в дивизию Panzer Lehr и машины использовавшиеся для подготовки экипажей и исследований в Erzatzheer. Впрочем Королевским Тиграм из Erzatzheer и Waffenamt тоже довелось повоевать в самом конце войны, когда их свели в Panzer kompanie Kummersdorf и Panzer Abteilung 500.
Первые Tiger II поступили в войска в феврале 1944, а первое боевое применение состоялось под Минском в мае 1944 и под польским городом Сандомир в июле 1944. Королевские Тигры участвовали в боях до последних дней войны. Тигры из s.SS.Pz.Abt. 503 защищали Берлин, а возле самого Рейхстага стоял Королевский Тигр, которым командовал Untersharfuhrer Georg Diers.
Королевский Тигр показал себя в бою очень серьёзной машиной и стал своеобразным символом немецкой танковой мощи. Не известно ни одного случая, чтобы лобовая броня была пробита или треснула в боевых условиях. Броня Tiger II была мягче, чем у Tiger I и давала гораздо меньше внутренних сколов и осколков при попадании снарядов, даже в условиях дефицита легирующих добавок в Германии. Теоретически, английская 17-фунтовка могла пробить подкалиберным вольфрамовым снарядом лоб башни Королевского Тигра, впрочем боевых подтверждений этого не имеется. Кроме технических проблем вызванных огромным весом танка, серьёзным недостатком являлся большой расход топлива - пол тонны на 100км. Когда союзная авиация выбомбила химические предприятия Германии и производство синтетического горючего резко упало, то прожорливость Tiger II стала очень большой проблемой. На Западе бесконечные авианалёты сильно затруднили подвоз дефицитного бензина, а разбомбленные железнодорожные коммуникации нередко вынуждали Королевские Тигры осуществлять переброску своим ходом. Как итог - большие небоевые потери. Технические неполадки и трудность снабжения топливом оказались ахиллесовой пятой этого грозного танка.
Королевские Тигры воевали на Восточном и Западном фронтах и добыли у врага славу очень опасного противника.